Стратегия инвестиционного развития РА

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящий документ разработан с учетом положений Федерального закона от 12.07.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» в редакции от 02.11.2013, Распоряжения Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», Распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 №1120-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года», Регионального закона от 25.09.2008 №83-РЗ «О стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года».Стратегия развития инновационной деятельности Республики Алтай до 2028 года (далее – Стратегия) определяет цели, задачи и направления инновационного развития в Республике Алтай и отражает основные положения «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011. №2227-р.

2. СОСТОЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определена фундаментальная задача перехода российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному, социально-ориентированному типу развития. Республика Алтай по данным рейтинговых агентств и исследований инновационного развития регионов относится к группе D (неудовлетворительный уровень инновационного развития) или слабым инноваторам.

Этому есть ряд причин, в целом, объективного характера. Инновации активно развиваются в регионах обладающим значительным социально-экономическим потенциалом, имеющих развитую производственную и рыночную инфраструктуру, в чьей специализации преобладают отрасли-локомотивы (машиностроение, химическая промышленность, деятельность, связанная с использованием вычислительной техникой и информационных технологий и т.д.). Наш регион, как отмечалось в Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года, «относится к числу наименее развитых регионов Сибири имеющих ярко выраженную сельскохозяйственную специализацию», а также обладает рисками утраты позиций на традиционных рынках, отставания в развитии социальной сферы, недостаточного инфраструктурного обеспечения, ограничения бюджетной системы региона и пр.

Вместе с тем Республика Алтай обладает рядом возможностей, таких как, близость к регионам нового освоения и активного инвестиционного роста, уникальность природных ресурсов, наличие положительной динамики на рынках пищевой промышленности, туруслуг.

2.1. Текущее состояние инновационной сферы

Научная и инновационная сфера в Республике Алтай представлена в основном научно-исследовательскими и научно-образовательными учреждениями. Научно-производственный сектор практически отсутствует. На территории республики находятся 3 научно-исследовательских института: Горно-Алтайский институт гуманитарных исследований, Горно-Алтайский научно-исследовательский институт сельского хозяйства, Алтайский региональный институт экологии и рационального природопользования; а также структурные подразделения других научных учреждений − Горно-Алтайский ботанический сад - филиал Центрального Сибирского ботанического сада и отдел горного садоводства научно-исследовательского института садоводства Сибири им. М.А. Лисовенко.

В Горно-Алтайском институте гуманитарных исследований проводятся фундаментальные и прикладные исследования по алтайскому языку и литературе, истории, социологии, народному творчеству и археологии. Предметом деятельности Горно-Алтайского научно-исследовательского института сельского хозяйства являются проблемы селекции животных, вопросы природопользования и ветеринарии. Целью деятельности Алтайского регионального института экологии и рационального природопользования является разработка программ по рекреационной деятельности сохранения экологического разнообразия Республики Алтай.

Горно-Алтайским ботаническим садом - филиалом Центрального Сибирского ботанического сада ведутся работы с редкими и исчезающими видами растений Алтая в естественных условиях и в культуре, по реинтродукции ценных лекарственных растений, редких и исчезающих видов растений Алтая в места обитания, откуда они выпали или находятся на грани исчезновения. Отдел горного садоводства научно-исследовательского института садоводства Сибири им. М.А. Лисовенко занимается созданием и внедрением высокопродуктивных сортов и гибридов плодовых, ягодных и декоративных культур с повышенной адаптивностью к внешним условиям.

В регионе находится единственное научно-образовательное учреждение Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Горно-Алтайский государственный университет». Университет готовит бакалавров, магистрантов, специалистов, аспирантов по более чем 70 специальностям и направлениям. Кадровый потенциал университета достаточно высок и отвечает требованиям, предъявляемым к уровню его подготовки и квалификации. Из общего числа преподавателей, обеспечивающих подготовку кадров с высшим профессиональным образованием, ученую степень имеют 289 преподавателей, что составляет 66,3%. Доля докторов наук, от общего числа ППС составляет 14,0%. Средний возраст профессорско-преподавательского состава – 45,1 лет, в системе ВПО данный показатель несколько выше – 45,6 лет. 41,2% ППС университета имеют возраст до 39 лет.

В ГАГУ разрабатывается несколько комплексных тем инновационного характера, направленных на исследование возможностей использования местного экологически чистого растительного, животного и минерального сырья:

  1. «Фундаментальные и прикладные аспекты разработки новых пищевых продуктов и технологии их выработки на основе местного растительного и животного лекарственного сырья». В ходе работы по этой теме разработаны рецептуры новых видов пищевой продукции на базе местного растительного и животного сырья в т.ч. биологически активных добавок к пище (БАД), пищевых добавок и оригинальных пищевых продуктов, обогащенных биологически активными веществами. Разработаны технологии получения безалкогольных бальзамов и составлены технологические инструкции по их производству. Основные виды, разработанной по теме исследования продукции, готовы к внедрению в производство;
  2. «Лекарственные растения Горного Алтая, как источник агантов для лечения заболеваний различной этиологии»;
  3. «Поддержка и развитие коллекции ягодных и декоративных культур научного полигона ГАГУ»;
  4. «Функциональные резервы организма»;
  5. «Оценка комплексного воздействия опасных токсикантов на природные объекты и здоровья населения горных территорий (на примере Республики Алтай)»;
  6. «Исследование химического состава и качества вино-водочной продукции, лекарственных растений на наличие токсичных элементов и идентификация пищевой продукции. Анализ проб твердого топлива по пяти компонентам, а также анализ золы и шлака по требованию заказчика».

Лабораторией экологической генетики и селекции растений биолого-химического факультета ГАГУ, выполняется испытание мировой коллекции ВИРа и сохранение мирового генофонда картофеля в условиях безвирусной зоны Горного Алтая. Таким образом, сфера деятельности научно-исследовательских и научно-образовательных организаций Республики Алтай сосредоточена на изучении вопросов функционирования и развития сельского хозяйства, природопользования, пищевой промышленности, сохранения природного богатства и культурного наследия республики. Статистический анализ научной и инновационной сферы республики показывает, что численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, составляет 188 человек или 9 человек на 10 тыс. чел населения. Для сравнения - аналогичный показатель в среднем по России составляет 51 чел. Малое число научно-исследовательских организаций и небольшой штат исследователей приводит и к незначительным внутренним затратам на научные исследования и разработки, а именно 80,7 млн. руб. в 2012 году или 0,3 копейки на 1 рубль созданного ВРП. Для сравнения аналогичный среднероссийский показатель – 1,5 коп. Ежегодно всеми научными организациями региона получается 2-3 патента на изобретения и полезные модели. К сожалению, не создано ни одной передовой технологии за последние наблюдаемые 12 лет. Таким образом, следует констатировать слабый научный и инновационный потенциал региона, и низкую результативность в этой сфере. Что касается производственного потенциала Республики Алтай, который является неотъемлемой частью инновационного, то эксплуатируемый производственный потенциал Республики Алтай в 2012 г. составлял 68,34 млрд. руб. в целом и 327 млн. руб. на душу населения, что является существенно низким уровнем, удерживающим регион на 76 месте среди субъек­тов РФ. Но при этом уровень износа основных фондов достаточно низок — 39,6%, что соответствует 2-му месту среди регионов СФО и 11-му месту среди всех российских регионов.

По валовому накоплению основного капитала на душу населения Республика Алтай отстает от среднего значения по субъектам РФ в 2,1 раз, занимая 61 место. В 2012 году валовое накопление основного капитала на территории региона составило 7,3 млрд. руб. Для Республики Алтай, как и для других слаборазвитых регионов, характерны высокие темпы роста, полученные в результате активной региональной политике. Так, по темпам роста валового накопления основного капитала регион заметно опережает СФО и Россию в целом — за период 2007-2012 гг. среднее значение данного показателя за год составляло для Республики Алтай 132%, для СФО 129%, для РФ — 123%. Однако среди всех субъектов РФ по темпу роста валового накопления капитала регион занимает лишь 24-е место, что, учитывая низкий уровень данного показателя, позволяет характеризовать инвестиционный производственный потенциал Республики Алтай как недостаточно высокий. Большинство инвестиций в основной капитал по данным 2012 г. направляется на строительство зданий и сооружений (74%); инвестиции в машины, оборудование и транспортные средства 15% занимают 15%.

По формам собственности более половины инвестиций относится к государственным (42%) и муниципальным (9%), при этом аналогичные показатели в среднем по СФО значительно ниже (22% и 6%, соответственно). Анализ источников финансирования подтверждает ведущую роль государственных инвестиций в росте производственного потенциала Республики. В распределении инвестиций по источникам финансирования преобладают бюджетные средства — 70%, что выше почти в 2 раза соответствующих данных по СФО. Отраслевая структура основных фондов Республики Алтай демонстрирует преобладание обеспечивающих видов экономической деятельности — транспорта, связи, производства и распределения электроэнергии, газа и воды. Высокая доля инфраструктуры демонстрирует отраслевой дисбаланс в экономике региона и связана со слабым уровнем развития остальных отраслей.

По сравнению со средними значениями по СФО в Республике Алтай существенно слабо представлена добывающая, обрабатывающая промышленность и торговля (разница в 1,9, 1,7 и 1,6 раза, соответственно), при этом непропорционально большая доля стоимости основных фондов приходится на сельское хозяйство (больше среднего значения по СФО в 1,9 раз) и строительство (1,2 раза). Это не случайно, и связано, с региональной специализацией. При этом в сельском хозяйстве преобладают малые формы хозяйствования. Сельское хозяйство Республики Алтай является видом деятельности, где численность микро и малых предприятий по сравнению с другими отраслями региона наиболее высока. Количество личных подсобных хозяйств составляет 52,0 тыс. единиц. Число субъектов, относимых к малым формам хозяйствования (КФХ, ИП ГКФХ, СПК, СПок) составляет 1,4 тысяч единиц. Подавляющая доля сельхозпродукции производится субъектами малых форм хозяйствования - 87% (личные подсобные хозяйства – 70%, крестьянско-фермерские хозяйства - 17%. Доля сельхозорганизаций (в том числе - среднего бизнеса) составляет 13%.

Особенности ведения малого и среднего бизнеса, выражающегося в хроническом недостатке ресурсного обеспечения (кадрового, финансового, информационного и пр.), привели к тому, что в настоящее время реализация инновационных проектов сдерживается недостатком специальных знаний у владельцев и руководителей предприятий малого и среднего предпринимательства. Анализ научной, инновационной, производственной деятельности позволяет сделать вывод о Республике Алтай как регионе со слабой инновационной деятельностью. Но изучение перспективных возможностей показывает, что в регионе есть точки роста.

Развитие углубленной переработки лекарственно-технического сырья и продукции пантового мараловодства будут являться одним из «локомотивов» в вопросах развитии санаторно-курортной сферы Республике Алтай, путем практической реализации инновационных лечебно-оздоровительных, профилактических, реабилитационных технологий, в том числе на основе пантового сырья, и обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребности граждан в санаторно-курортной помощи.

Республика Алтай обладает значительным запасом дикорастущих растений. Из прорастающих на этой территории 2,3 тыс. видов сосудистых растений, что составляет около половины всей флоры Сибири (4587 видов), большинство обладает определенными полезными для человека свойствами. Это пищевые, представляющие известный интерес с позиций их промышленного освоения. К ним относится не только растения употребляемые непосредственно в пищу, но и те, которые используются в кондитерской, пивоваренной, ликеро-водочной промышленности, медицине (папоротник орлят, кедровый орех, малина, черемуха, черника, брусника, облепиха, смородина). Эфиромасленичные растения используют в медицине, кондитерской, ликеро-водочной промышленности, мыловарении, парфюмерии, что обеспечивает их спрос на мировом рынке. Большая их часть представлены в семействах зонтичные, губоцветные, крестоцветные. Смолоносные растения представлены сосной обыкновенной из живицы которой получают скипидар, используемый в медицине, лакокрасочной промышленности, а также канифоль.

Флора Горного Алтая насчитывает сотни видов растений, являющихся хорошими медоносами. Особенно велико их количество и обилие в Северном, Северо-Западном и Центральном Алтае. Экологически чистые алтайский мед и другие продукты пчеловодства вполне конкурентоспособны на мировом рынке. Многие виды флоры Алтая содержат вещества, оказывающие терапевтическое воздействие на организм человека и животных. Это наиболее многочисленная группа полезных растений – лекарственные растения. Более 200 видов используются в фармацевтической промышленности и еще больше – в народной медицине. Среди ценных видов лекарственных растений следует отметить: маралий корень, Марьин корень, золотой корень, красный корень, исландский мох, облепиху, бадан, курильский чай, зверобой, адонис, солодку и др. Общая площадь кедровых лесов Республики Алтай составляет 675 тыс. га. Продуктивность кедровых лесов для разных типов ландшафтов варьирует от 550 до 1200 кг ореха на 1 га кедровых насаждений. Согласно требованиям неистощительного использования кедровых лесов, изыматься может не более 50% биологического ресурса кедрового ореха. Общий по республике доступный эксплуатационный ресурс кедрового ореха составляет 4 800 тонн.

Республика Алтай обладает богатейшими и в значительной степени уникальными ресурсами растительного и животного мира общероссийского значения для организации производства известных средств на биологической основе. Пантовое оленеводство дает уникальную продукцию, не имеющую аналогов по качеству в мире, поэтому отрасль пантового оленеводства необходимо направлять не только на увеличение поголовья и расширение парков, а на повышение качества пантов марала и пятнистых оленей. Ежегодно в Республике Алтай производится порядка 100 тонн неконсервированных панов марала и пятнистого оленя.

Республика Алтай является одним из специфических животноводческих регионов Сибири. Сейчас в республике насчитывается 106 хозяйств различных форм собственности с поголовьем 52372 марала и 1441пятнистых оленей, занимающихся разведением пантовых оленей и маралов. В хозяйствах Усть-Коксинского района сосредоточено около 41%, Шебалинского — 20%, Усть-Канского — 17%, Онгудайского — 15%, Майминского — 4%, Чемальского – 3% поголовья маралов и оленей республики. Сегодня 90% стада пантовых оленей России, а это около 100 тысяч особей, сосредоточено в Республике Алтай и Алтайском крае.

По признанию Международной ассоциации производителей пантов, кровь и панты алтайского марала относятся к высшей категории, способны оказать максимальное воздействие на нормализацию человеческого организма в целом. Республика Алтай имеет возможность поставлять пантовую продукцию для переработки на предприятия российской фармацевтической промышленности на сумму 100 млн. рублей ежегодно. Общее стадо алтайских маралов способно в перспективе обеспечить препаратами около шести миллионов человек.

2.2. Причины низкой инновационной активности

Основными причинами низкой инновационной активности и слаборазвитой инновационной сферы в регионе являются следующие:

  1. Характер специализации региональной экономики, основанной на использовании природных ресурсов (сельское хозяйство, туризм и рекреация, промышленность стройматериалов) и производстве с низким уровнем добавленной стоимости.
  2. Использование традиционных технологий выращивания скота, не меняющихся веками (отгонное животноводство), вследствие чего возрастание себестоимости выращенной продукции.
  3. Преобладание малых и средних форм бизнеса, а также микробизнеса, а в сельском хозяйстве также доминирование личного подсобного хозяйства.
  4. Преобладание социальной сферы и сферы управления в структуре занятости над реальным сектором экономики.
  5. Низкий уровень конкурентоспособности региональных производителей на межрегиональном и национальном рынках.
  6. Низкий уровень образовательного потенциала рабочей силы, обусловленный ориентацией образовательной сферы на текущие, и даже устаревшие, а не перспективные потребности общества в условиях динамично развивающихся процессов глобализации и информатизации.
  7. Отсутствие институтов развитие инновационного типа экономики (научно-производственные фирмы, венчурные формы бизнеса, технопарки и пр.).

2.3. Проблемы осуществления инновационной деятельности

  1. Отсутствие стабильного спроса на инновации и инновационную продукцию со стороны организаций всех форм собственности.
  2. Низкая инновационная активность малого и среднего бизнеса во всех отраслях экономики.
  3. Низкий уровень развития инновационной инфраструктуры, в части разнообразия и доступности предоставляемых услуг, степени охвата сервисом субъектов инновационной деятельности.
  4. Дефицит кадров способных к успешной инновационной деятельности, низкая креативная способность рабочей силы и предпринимателей, отсутствие системы подготовки и повышения качества образования данной ведущей группы инновационного предпринимательства.
  5. Недостаточный уровень участия государственных и муниципальных структур и организаций в реализации федеральных программ и проектов, направленных на развитие инновационной деятельности.
  6. Несбалансированность развития науки и образования, при которой значительный рост лиц имеющих вузовское и послевузовское образования сопровождается сокращением численности занятых в сфере исследований и разработок.
  7. Несовершенство законодательства и нормативно-правовой базы в сфере поддержки инноваций, стимулирования, в том числе налогового, инновационной деятельности, поддержки интеллектуальной собственности, размещения государственного заказа на инновации.
  8. Низкая эффективность инструментов государственной поддержки инноваций: ограниченная гибкость, неразвитость механизмов распределения рисков между государством и бизнесом
  9. Не развитая социокультурная среда, которая не отвечает требованиям экономики знаний.

3. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ СТРАТЕГИИ. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

3.1. Цели и задачи стратегии

Стратегическая цель – активизация инновационной деятельности во всех сферах социально-экономического развития Республики Алтай для повышения конкурентоспособности экономики и роста качества жизни населения.

Стратегия подразумевает решение следующих задач:

  • наращивание человеческого потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций;
  • формирование спроса на инновации;
  • повышение технологической конкурентоспособности существующего бизнеса,
  • повышение инновационной активности и появления новых высокотехнологичных компаний, способных создавать инновации и перенимать передовой опыт других регионов и организаций;
  • формирование благоприятного инновационного климата с целью коммерциализации научных и научно-технических результатов;
  • формирование сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, их конкурентоспособность на межрегиональном и национальном рынках;
  • создание, развитие и повышение эффективности инновационной инфраструктуры на территории республики;
  • формирование системы информационного обеспечения инновационной деятельности;
  • создание эффективных механизмов государственной и муниципальной поддержки инновационной сферы.

3.2. Принципы реализации стратегии

Реализация стратегии развития инновационной деятельности основана на следующих принципах:

  1. реализация инновационной стратегии на основе интеграции потенциалов науки, образования, производства, власти и бизнеса;
  2. расширение горизонтов стратегического планирования, отличных от бизнеса;
  3. прозрачность расходования средств на поддержку инновационной деятельности и оценки достигнутых результатов;
  4. ориентация при оценке эффективности организаций науки и образования, инновационного бизнеса и инфраструктуры инноваций на международные стандарты;
  5. стимулирование конкуренции как ключевой мотивации для инновационного поведения (в том числе в секторе исследований и разработок);
  6. координация и взаимоувязка бюджетного, налогового, антимонопольного, внешнеэкономического и других направлений социально-экономической политики как необходимое условие решения ключевых задач инновационного развития.

3.3. Сроки и этапы реализации стратегии

Стратегия реализуется в три этапа.

  • 1-й этап (2014-2016 гг.) – этап становления. Этап становления инновационной экономики, развития связей между существующими субъектами научно-технической и инновационной деятельности и формирования недостающих. Мероприятия первого этапа должны быть направлены на создание в Республике Алтай действенной системы государственной и муниципальной поддержки инновационной сферы, привлекательных условий для научных исследований и разработок, коммерциализации инновационной деятельности; формирование спроса на инновационную продукцию; развитие научного и кадрового потенциала; формирование инфраструктуры инновационной деятельности.
  • 2-й этап (2017-2021 гг.) – этап закрепления существующих связей и создания предпосылок для долгосрочного развития. Основные мероприятия второго этапа будут ориентированы на завершение формирования региональной инновационной системы и интеграцию ее в инновационную систему СФО, а также на закрепление научных, производственных и рыночных связей с ведущими научными центрами, производителями высокотехнологичной продукции в других регионах и странах и на этой основе кластеризация инновационной сферы.
  • 3-й этап (2022-2028 гг.) – устойчивое развитие инновационного сектора экономики региона. Основные мероприятия третьего этапа должны привести к созданию устойчивого сектора инноваций как подсистемы экономики региона, направленной на достижение конкурентоспособности отраслей регионального хозяйства и повышения качества жизни населения; эффективной и результативной работе созданных кластеров; выводу региональной инновационной продукции на межрегиональные и национальный рынки.

3.4. Целевые показатели и индикаторы развития инновационной деятельности

Составляющие инновационной деятельности Индикаторы 2014-2016 гг. 2017-2021 гг. 2022-2028 гг.
Человеческие ресурсы Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, чел. 250 325
Удельный вес исследователей в возрасте до 39 лет, % 50 50
Отношение средней заработной платы в сфере науки к средней заработной плате по региону, % 125 150
Доля средств в структуре расходов вузов, получаемых за счет выполнения НИОКР, % 8 10
Создание инноваций Внутренние затраты на исследования и разработки, в % к ВРП 0,5 1,0
Доля внебюджетных средств в структуре внутренних затрат на исследования и разработки, % 10 25
Созданные передовые производственные технологии в среднегодовом значении, шт. 1 2
Используемые передовые производственные технологии в среднегодовом значении, шт 80 120
Инновационная активность организаций, % 10 20
Затраты на технологические инновации, в млн.руб. в среднегодовом значении 140,0 160,0
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства, % 2,0 3,5
Доля расходов сферы исследований и разработок, направляемых на финансирование капитальных вложений, % 5 8
Количество инновационно-активных организаций, шт. 6 10
Выдано патентов на изобретения и промышленные модели, среднегодовое значение, шт. 4 8
Приобретение новых продуктов и технологий, созданных за пределами региона, шт 20 40
Государственная поддержка Доля бюджетных средств в структуре внутренних затрат на исследования и разработки, % 90 75
Ежегодный объем бюджетных средств, направленных на финансирование и софинансирование научных исследований и разработок, инновационных проектов, млн. руб. 40,0 60,0

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

4.1. В области наращивания человеческого потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций:

  • модернизация системы образования с целью формирования с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения;
  • создание стимулов и условий для повышения качества научно-исследовательского творчества школьников, обучающихся, студентов;
  • создание условий для развития профессионального роста педагогов, индивидуально-личностного роста обучающихся, социального партнерства семьи, общества и образовательной организации;
  • развитие деятельности многофункционального центра прикладных квалификаций в области подготовки специалистов востребованных на рынке труда для инновационных производств;
  • развитие инновационных подходов к подготовке и переподготовке педагогических кадров Республики Алтай - формирование системы стимулирования инновационной активности молодежи, квалифицированных специалистов образовательных организаций;
  • подготовка высококвалифицированных кадров путем сетевого взаимодействия с работодателями;
  • создание условий для развития инновационных школ по естественнонаучным и техническим направлениям - выстраивание системы поиска и продвижения талантливых детей;
  • создание условий для интеграции школ и вузов;
  • формирование и развитие системы непрерывного образования, создание эффективной системы стимулов и условий (инфраструктуры) для постоянной переподготовки и повышения квалификации для всего экономически активного населения.

4.2. В области формирования спроса на инновации

  • формирование спроса на продуктовые, технологические, управленческие инновации со стороны производителей различных форм собственности и форм хозяйствования;
  • создание условий для обмена, передачи и внедрения опыта реализации инноваций в малых и средних предприятиях;
  • создание институтов, стимулирующих коллективное пользование инновационными разработками, и способных повысить конкурентоспособность сельхозтоваропроизводителей, таких как инжиниринговые центры, научно-производственные фирмы;
  • формирование спроса на инновации в рамках крупных инвестиционных проектов, в том числе через развитие частно-государственного партнерства;
  • формирование спроса на инновации в рамках региональных и муниципальных программ;
  • формирование спроса на инновации в рамках размещения государственного и муниципального заказа.

4.3. В области повышения технологической конкуренции и инновационной активности существующего бизнеса и стимулирования создания новых инновационных предприятий:

  • содействие существующим предприятиям в активном использовании инноваций всего спектра направлений;
  • технологические инновации, инновации в области менеджмента, маркетинга, финансов и др.;
  • имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Алтай (в первую очередь осуществляющих инновационную деятельность) на ранней стадии их деятельности (до 3 лет), осуществляемая путем предоставления в аренду нежилых помещений, а также оказание финансовой, информационной и иной поддержки;
  • содействие созданию сети туристской – информационных центров с единой интегрированной системой информационного обмена данным о туристском продукте на основе единого туристского портала;
  • поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Алтай осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, содействие выходу экспортно-ориентированных субъектов;
  • содействие техническому перевооружению и модернизации предприятий внедрению современных наукоемких и ресурсосберегающих технологий;
  • адресная государственная поддержка разработки и реализации инвестиционных проектов по созданию новых производств высокотехнологичной продукции, технологическому перевооружению и модернизации производств;
  • софинансирование инвестиционных проектов по созданию новых производств высокотехнологичной продукции через механизмы прямых (венчурных) инвестиций (участие в капитале юридических лиц);
  • создание механизмов сервисного и инфраструктурного продвижения малого инновационного предпринимательства при помощи специализированной инфраструктуры (бизнес-инкубаторы, технопарки, инжиниринговые центры);
  • отработка опыта тесного сотрудничества малого инновационного бизнеса, региональной власти, крупного инновационного бизнеса в рамках соглашений о сотрудничестве;
  • формирование портфеля инициативных инновационных проектов в целях последующего создания новых инновационных организаций.

4.4. В области формирования благоприятного инновационного климата с целью коммерциализации научных результатов

  • формирование и развитие с использованием программного подхода инновационной экономической среды, призванной массово вовлечь в инновационную деятельность средний и малый бизнес, молодых ученых и специалистов;
  • регулярный мониторинг и устранение существующих административных, институциональных нормативных барьеров для инновационной деятельности и распространения инновационных технологий;
  • формулирование четких критериев инновационности программ, проектов компаний, претендующих на государственную поддержку;
  • существенное упрощение процедур предоставления земельных участков для создания новых высокотехнологичных предприятий и их подключения к производственной инфраструктуре, сокращение нормативных сроков необходимых согласований;
  • стимулирование инноваций в социальной сфере, государственном и муниципальном управлении;
  • создание благоприятных условий для организации исследовательских центров компаний из других регионов, стран;
  • привлечение прямых инвесторов через проведение адресной работы с крупными потенциальными инвесторами, координации деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, институтов развития и объединений предпринимателей;
  • создание информационного портала в области развития и поддержки инновационной деятельности на территории республики, обеспечивающего публичность оказания государственной поддержки инновационной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;
  • активная пропаганда инновационного предпринимательства в средствах массовой информации;
  • создание современных музейно-выставочных комплексов (музеев науки и высоких технологий), посвященных научно-технической и инновационной деятельности и содействующих повышению интереса общества и в первую очередь детей и молодёжи к инновационной деятельности.

4.5. В области формирования сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок

  • повышение активности участия научных и образовательных учреждений в федеральных, региональных и муниципальных программах, программах развития организаций и предприятий регионы, с целью увеличение объемов востребованных региональной экономикой научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  • увеличение числа объектов интеллектуальной собственности используемых в социальных, производственных и хозяйственных процессах;
  • развитие технологической базы научно-образовательных учреждений (лабораторное и экспериментальное оборудование, оснащенные учебные аудитории, научно-исследовательские, инновационные центры), создание центров коллективного пользования и центров компетенций в научно-технической сфере;
  • создание стимулов и условий для повышения качества научно-технического творчества научных сотрудников и качества НИОКР, ориентация исследований и разработок на проблемы инновационного развития Республики Алтай через участие вузов
  • в региональных технологических платформах, развитие малых инновационных предприятий.

4.6. В области создания региональной инфраструктуры поддержки инноваций

  • выявление отсутствующих или слабых элементов региональной инновационной системы и на этой основе формирование общего перечня объектов региональной инновационной инфраструктуры, разработка регламентов взаимодействия ее элементов, четкое разделение сфер деятельности, формирование общего центра координации деятельности элементов региональной инновационной инфраструктуры;
  • расширение деятельности бизнес-инкубатора Республики Алтай за счет развития компонентов инновационной деятельности ее участников;
  • создание в его структуре современного Центра поддержки инновационных проектов кластерного развития;
  • создание и развитие инжиниринговых центров для субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • создание центров (офисов) трансфера технологий;
  • обеспечение доступа инновационных предприятий и организаций к источникам долгосрочного финансирования за счет развития сотрудничества с федеральными финансовыми институтами, расширение их деятельности на территории республики;
  • создание новых региональных финансовых институтов поддержки инновационной деятельности (фонд поддержки научной и аучно-технической деятельности, венчурный фонд, программа поддержки малого и среднего бизнеса инновационного типа и др.);
  • активная информационная поддержка, направленная на повышение престижа и привлекательности инновационной деятельности;
  • расширение поддержки стажировок региональных исследователей в ведущих научных центрах страны и за рубежом, отечественных и зарубежных исследователей в Республике Алтай, проведение в республике международных научных конференций.

5. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

Реализация Стратегии предполагает использование кластерного подхода, при котором осуществляется активное взаимодействие органов законодательной, исполнительной власти Республики Алтай и субъектов научной и инновационной деятельности, организаций и предприятий.Стратегия развития инновационной деятельности Республик Алтай до 2028 года утверждается Распоряжением Правительства Республики Алтай. Общий контроль над реализацией Стратегии осуществляет правительственная комиссия по управлению Стратегией социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года, а также иные консультативно-совещательные и экспертные органы, создаваемые Правительством республики. Управление реализацией положений Стратегии осуществляет министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай.

В каждом органе исполнительной власти республики в 2014 году определяется ответственное лицо (не ниже начальника отдела) или структурная единица, курирующие реализацию Стратегии в соответствующей отрасли.

Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай обеспечивает и организует проведение регулярного мониторинга показателей инновационного развития.

Отраслевые органы исполнительной власти края проводят мониторинг результатов научно-технической и инновационной деятельности в организациях и отраслях.

На уровне органов местного самоуправления контроль над реализацией Стратегии осуществляют главы территорий, которые в целях повышения эффективности соответствующей работы могут образовывать консультативно–совещательные и иные органы. Оценка эффективности и соответствия мероприятий Стратегии осуществляется на постоянной основе в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке государственной научно-технической политике» и при необходимости в порядках, утверждаемых Правительством Республики Алтай, органами местного самоуправления. Активное взаимодействие органов власти региона и субъектов научной и инновационной деятельности осуществляется за счет работы в рамках реализации проектов частно-государственного партнерства, а также общественных, координационных, консультационно-экспертных структур.

В целях реализации настоящей Стратегии необходимо разработать и принять необходимые нормативно-правовые акты, утвердить план действий Правительства Республики Алтай по ее реализации.

6. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТРАТЕГИИ

Финансовое обеспечение Стратегии основано на формировании консолидированного «инновационного бюджета» Республики Алтай, рассчитанного на годовой и трехгодовой период. Консолидированный «инновационный бюджет» является сводом планируемых источников финансирования направлений реализации Стратегии, включающий:

  • внебюджетные источники финансирования;
  • средства регионального бюджета;
  • средства федерального бюджета;
  • другие источники.

Инновационный бюджет формируется и уточняется ежегодно до начала очередного календарного года. Финансовое обеспечение мероприятий по реализации Стратегии предусматривается осуществлять преимущественно на основе частно-государственного партнерства при выполнении следующих программ:

  1. долгосрочных целевых, ведомственных целевых программ;
  2. программ создания и развития инновационной инфраструктуры;
  3. межмуниципальных программ;
  4. федеральных целевых программ;
  5. международных программ.
Средства регионального бюджета направляемых в консолидированный «инновационный бюджет» составят на менее 0,2% от регионального бюджета Республики Алтай.

Системное планирование инновационной деятельности позволит радикально улучшить состояние финансовой инфраструктуры инновационной сферы, простимулирует развитие институтов и инструментов финансирования, мотивирует частных инвесторов, даст импульс развитию инновационной деятельности.


Приложение 1

Приоритетные направления инновационной деятельности

  1. Биофармацевтическая промышленности, биотехнологии.
  2. Продовольственная безопасность. Инновационные технологии производства, переработки и логистики сельскохозяйственной продукции.
  3. Инновационные технологии комплексного использования лесных ресурсов.
  4. Энергетика, энергоэффективность и энергосбережение.
  5. Альтернативная энергетика и возобновляемые источники энергии.
  6. Инновационные технологии модернизации систем жизнеобеспечения и безопасности территорий.
  7. Инновационные технологии строительного комплекса.
  8. Информационно-телекоммуникационные технологии.
  9. Образовательные инновационные технологии для экономического и социокультурного развития населения республики.
  10. Трансляционная медицина и управленческие инновации в здравоохранении.
  11. Инновации в области рекреации, санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации.
Дата обновления страницы: 06.04.2016 22:09:39

Карта сайта